|
|
Волга ГАЗ-21 – Мечта №21
|
Эта удивительно элегантная
легковая
автомашина очень скоро заменит
«Победы» и станет настоящим
украшением дорог Советского Союза.
Журнал
«Огонек», 1954 год
|
Горьковский
автомобильный завод приступил к проектированию автомобиля «Волга» ГАЗ-21 в
ноябре 1953 года. Руководил разработкой ведущий конструктор ГАЗа Александр
Невзоров, а дизайном «Волги» занялся Лев Еремеев. Кстати, именно он украсил
капот автомобиля хромированной фигуркой летящего оленя, придав тем самым
«Волге» особый шарм.
Команда разработчиков
работала в форсированном темпе – ходовой прототип был подготовлен буквально
за пять месяцев! А спустя год с небольшим, 3 мая 1955 года, первые три «Волги»
(две с автоматической трехступенчатой коробкой передач и одна – с
механической) отправились на государственные испытания.
Автомобили были
оснащены экспериментальным двигателем с полусферической камерой сгорания и
цепным приводом распредвала (двигатель плохо зарекомендовал себя и в
серийное производство так и не пошел). Частью испытаний новых авто стал
пробег Москва – Крым и обратно.
|
|
|
По планам создателей,
«Волга» должна была пройти там, где проходила «Победа», однако испытания
показали, что по проходимости «двадцать первая» даже превосходит свою
предшественницу.
Полтора года
Горьковский автозавод переоснащали для производства нового автомобиля.
И 10
октября 1956 года были выпущены первые три производственных образца
ГАЗ-21.
На них был установлен расточенный до 2,432 л нижнеклапанный двигатель
от «Победы» мощностью 65 л. с. Передняя подвеска была независимой, с
рычажными
гидравлическими амортизаторами, задняя – также независимой, на
продольных
полуэллиптических рессорах.
Начало массового выпуска «двадцать
первых» было приурочено ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который
проходил в Москве летом 1957 года. Появление этих автомобилей на улицах
вызвало настоящий фурор – стоило только «Волге» показаться на дороге, как
вокруг тотчас собиралась толпа зевак. И это неудивительно: разрекламированная
как замена «Победе», она одним лишь этим обстоятельством вызывала повышенный
интерес к себе. Да и посмотреть было на что! «Двадцать первая» обладала
характерной «осанкой»: она будто готовилась ко взлету – передняя часть была
выше задней, а линия багажника плавно спадала к бамперу. С капота автомобиля
взмывал хромированный олень. От него по центру капота к лобовому стеклу шел
широкий молдинг. Облицовка радиатора имела десять вертикальных отверстий.
Задние фонари включали в себя габаритные, тормозные огни и указатели поворота
– в одном красном рассеивателе, и фонарь заднего хода в хромированном окладе.
|
На передней панели
автомобиля располагались большие круглые часы с надписью в пол-окружности
«Сделано в СССР», радиоприемник и даже такие по тем временам новшества, как прикуриватель
и пепельница.
В 1957 году
«Волга»
ГАЗ-21 получила, наконец, собственный, уже верхнеклапанный, двигатель
объемом
2,445 л и мощностью 70 л. с. С ним автомобиль разгонялся до скорости
130 км/ч, расходуя при этом 9 литров бензина на 100 км. Привод
распределительного вала осуществлялся
косозубыми текстолитовыми шестернями. Блок цилиндров и головка
отливались из
алюминиевого сплава, рубашка охлаждения была с «мокрыми» гильзами.
Первые «Волги» оснащались также централизованной
системой смазки (ЦСС): при нажатии на специальную педаль жидкое масло
поступало из бачка по маслопроводам к точкам смазки передней подвески и в
шарниры рулевых тяг. Однако при езде по сельской местности маслопроводы
деформировались и часто обрывались. А на стоянках «Волги» оставляли масляные
лужицы – неизбежные последствия прокачки ЦСС.
|
|
|
От использования системы отказались в 1959 году в пользу
традиционных резиновых втулок и пресс-масленок. Отказались конструкторы в
свое время и от автоматической трансмиссии соединявшей в себе
гидротрансформатор и планетарную 3-сгупвичатую коробку. В стране в то время
были проблемы с качественными маслами и квалифицированным сервисом, поэтому
-автоматы приносили владельцам слишком много хлопот. В связи с этим с 1958
года на Волги стали устанавливать только механические 3-скоростные коробки.
В 1958 году на международной
автомобильной выставке, проходившей в Брюсселе. Волга ГАЗ-21 получила
Гран-при. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что золотую медаль
жюри присудило всему стенду Советского Союза, на котором помимо Двадцать
первой- демонстрировались также автомобиль Чайка- и автобус ЛАЗ-695Б.
|
В 60-х годах внешний
облик Волги-ГАЗ-21 был несколько изменен (это была уже не первая его
трансформация) Сам кузов остался прежним, однако его силуэт утратил
тяжеловесность. С бампера исчезли клыки, хромом теперь покрывали только
верхнюю часть бампера. а нижнюю красили в цвет кузова. Капот приобрел
клиновидность: в облицовке радиатора появилось 36 узких отверстий. Задние
фонари лишились металлического оклада, их вместе с катафотом стали отливать
из пластмассы. Новый фонарь освещения номерного знака на багажнике приобрел
форму парящей чайки... Утратила «двадцать первая» в 1962 году и свою
«визитную карточку» – фигурку оленя. Мотивировалось это тем, что в случае
наезда на пешехода человек, переброшенный через капот, получал от фигурки
дополнительные травмы.
К этому времени
«Волги» стали уже привычными. На их базе выпускались такси и машины «скорой
помощи», ими поощряли выдающихся деятелей в различных сферах общественной
жизни. Выпускались «двадцать первые» и в люксовом варианте – для экспорта.
Но вот в розничную
продажу автомобили ГАЗ-21 практически не поступали, и большинству рядовых
советских граждан они были доступны лишь в качестве такси или медицинской
кареты». Очереди на приобретение "двадцать первой" выстраивались
колоссальные, для многих Волга ГАЗ-21 так и осталась мечтой. А те. кому
посчастливилось ее приобрести, привязывались к ней. как к живому существу, и
до сих пор вспоминают свой автомобиль с особым теплом и ностальгией.
Рассказывает один из
тогдашних владельцев -двадцать первой" Константин Дмитриевич Королев:
«Это был 196т год. Я работал старшим прорабом на Севере, в Нефтекамске. Мне
несказанно повезло! По непонятным причинам китайцы отказались от
произведенной для них партии ГАЗ 21 в количестве 50 штук, и автомобили
предложили приобрести нам, людям, работавшим а особо тяжелых условиях У меня
на тот момент уже был автомобиль – «Победа», но от предложения приобрести
передовую Волгу просто не мог отказаться. Свой автомобиль я продал, внес
деньги (42 тыс. дореформенных рублей) и после четырех месяцев ожидания сел за
руль заветной «двадцать первой». Кстати, почти сразу после приобретения меня
вызвали в ОБХС. Раньше ведь с этим было строго: совершил дорогую покупку сразу
вызывали и спрашивали: «Где деньги взял?». Именно так вызвали и меня. Я
предоставил документы о том, что продал «Победу», предоставил справку о своей
высокой по тем временам зарплате и, к счастью, все обошлось. Со своей бежевой
«Волгой» я был неразлучен. Мы с ней исколесили немало дорог, она никогда меня
не подводила. На этом автомобиле я много путешествовал и с семьей – объездили практически всю Украину,
ездили в Россию. Зачастую, когда ночь заставала в поле, даже ночевали в
машине: переднее сиденье раскладывалось так, что превращалось в большую
кровать, на которой умещались мы с женой и двое детей. Бензин тогда был
дешевым, можно было кататься! Возил я на своей «Волге» и стройматериалы. Во
время строительства дачи она очень меня выручала. И ни разу я не бывал с ней
в аварии.
|
|
|
Моя «двадцать первая» прослужила
мне верой и правдой 41 год. Я перестал садиться за руль, когда мне
исполнилось 70. В это время резко подорожал бензин, да и здоровье было уже не
то. Моя любимица прочно обосновалась в гараже. Сын водить такой автомобиль
отказался, считая его старомодным. Более того, имея намерение сдать в аренду
гараж, через некоторое время он (правда, с большим трудом) уговорил меня
продать «Волгу». До сих пор не могу вспоминать о ней без грусти!».
15 июля 1970 года последняя 21-я
«Волга» покинула конвейер Горьковского автомобильного завода. Этот
автомобиль, окрашенный в антрацитовый цвет, занял почетное место в экспозиции
заводского музея. За годы производства было выпущено около 640 тыс.
автомобилей семейства ГАЗ-21 в 28 модификациях.
|
Модификации ГАЗ-21
|
«ВОЛГА»
М-22 «УНИВЕРСАЛ»
|
Грузопассажирский автомобиль
«Волга» М-22 с универсальным кузовом выпускается на базе легкового
автомобиля "Волга» М-21Л. Он служит для перевозки пяти пассажиров и
груза весом до 175 кг, либо двух пассажиров (на переднем сиденье) и груза до 400 кг.
Кузов
автомобиля - цельнометаллический, пятидверный, несущей конструкции. Основные
узлы кузова (передние и задние крылья, облицовка, капот, передняя часть
корпуса, передние двери, панель приборов, ветровое стекло, часть деталей
пола, крыши и пр.) использованы от основной модели автомобиля «Волга».
Двери
кузова двухпанельные, без внутренних облицовочных рамок. Задние боковые двери
отличаются от дверей обычной «Волги» измененной конфигурацией в верхней
части.
Для
удобства погрузки и выгрузки перевозимых грузов в задней части кузова
предусмотрена двустворчатая дверь, верхняя створка которой остеклена. Обе
створки двери навешены при помощи петель с горизонтальными осями.
|
|
В открытом
положении верхняя створка двери фиксируется телескопическим упором, в
закрытом - специальными фиксаторами.
По боковым
сторонам нижней створки двери расположены роторные замки с приводом к кнопке
выключения замков, находящейся в центре корпуса фонаря освещения номерного
знака. Нижняя створка двери открывается до горизонтального положения и
находится на одном уровне с настилом пола; удерживают ее в таком положении
специальные складные ограничители.
Уплотнение всех пяти дверей двойное - по наружным и внутренним частям проема.
Снаружи оно осуществляется губчатыми резиновыми уплотнителями, наклеенными на
фланцы или торцы дверей и работающими на изгиб и сжатие. Внутреннее
уплотнение обеспечивается кантами из губчатой резины, обтянутыми отделочной
шелковой лентой. Канты крепятся без гвоздей при помощи язычков, просеченных
в усилителях стоек и в рейках крыши.
В
специальной нише под настилом пола багажного отделения устанавливается
запасное колесо. Здесь же предусмотрено место для шоферского инструмента.
В кузове
автомобиля М-22 расположены два ряда сидений. Переднее сиденье стандартное,
с откидной спинкой для ночлега. Спинка и основание заднего сиденья
закреплены на кузове при помощи петель, что позволяет раскладывать его,
образовав в задней части кузова вместительный багажник; при этом спинка
сиденья располагается на одном уровне с настилом пола. Схемы возможного
размещения сидений и груза в багажном отделении показаны на рисунке.
Увеличение площади и объема багажного помещения по сравнению со стандартной
моделью видно из приводимой ниже таблицы.
В целях
снижения шума и термоизоляции кузова на панели пола и крыши, а также на
стенки кузова наносится шумоизоляционная мастика с наклейкой вафельного картона.
Щиток передней части кузова изолирован от шума и тепла двигателя специальной
защитой, состоящей из набора вафельного картона, поролона и
водонепроницаемого картона.
Обивка
кузова, сидений и боковых дверей выполнена из автобима, а пол, стенки спинки
заднего сиденья и внутренняя панель нижней створки задней двери обиты
линолеумом. Сверху на линолеуме укреплены дюралюминиевые штапики, которые
защищают обивку от повреждения при транспортировке, погрузке и выгрузке. Во
избежание преждевременного ржавления основания кузова и дверей они
подвергаются надежной антикоррозийной защите - фосфатированию с последующей
грунтовкой. В нижней части каждой двери имеются специальные щели для стока
воды, попадающей внутрь дверей через неплотности желобков стекол.
|
|
Ввиду
того
что по сравнению с обычной «Волгой» вое автомобиля М-22 увеличился на
80 кг, а грузоподъемность -• на 125кг, для него запроектированы шины
размером 7,10X15 и усиленные
рессоры задней подвески. Временно, до освоения заводом-поставщиком шин
размером
7,10 X 15, на автомобиль устанавливаются стандартные шины.
Электрооборудование
автомобиля М-22 отличается от электрооборудования стандартного автомобиля
«Волга» трассой электропроводки в задней части кузова. Над проемом задней
двери установлен дополнительный плафон.
|
Модель автомобиля
|
Площадь багажника в
м2
|
Объем багажника в м2
|
Габариты
перевозимого груза в м (ширина, высота, длина)
|
М-21Л
|
1,3
|
0,75
|
0,7 X 0,35 х 0,9
|
М-22 (с двумя рядами сидений)
|
1,6
|
1
|
1 X 0,75 х 0,75
|
М-22 (с передним сиденьем)
|
2,4
|
2,1
|
1 х 0.75X1,6
|
|
Основные данные
«Волги» М-21 «Универсал»
Габаритные размеры:
Длина 4810 мм
Колесная база 2700 мм
Вес автомобиля (сухой) 1460 кг
Наименьший дорожный просвет при полной нагрузке 190 мм
Максимальная скорость 120 км/час
Эксплуатационный расход топлива 13,5 л/100 км
Емкость бака 60 л
Двигатель «Волга» М-21Л
мощность 75 л.с.
рабочий объем 2,5 л
крутящий момент 17 кгм
Коробка передач механическая, трехступенчатая, с синхронизаторами на второй и
прямой передачах.
|
«ВОЛГА»
М-21П
|
В связи с тем что «Волга»
получает все большее признание за рубежом, на Горьковском автозаводе создан
легковой автомобиль М-21П с правым расположением рулевого управления.
Автомобиль предназначен для эксплуатации в странах с левосторонним движением.
|
|
«ВОЛГА»
- такси М-21Т
|
В отличие от стандартной «Волги»
этот автомобиль имеет раздельное переднее сиденье. Пассажирское сиденье может
откидываться вперед, образуя дополнительное место для размещения багажа.
|
Санитарная
«ВОЛГА» М-22Б
|
Санитарный автомобиль
«Волга» М-22Б является модификацией основной модели 1962 года.
Обладая всеми качествами
легкового М-21Л, автомобиль скорой медицинской помощи имеет заново
спроектированный кузов типа «универсал». От санитарного автомобиля ГАЗ-12Б,
выпускавшегося ранее, «Волга» М-22Б при одинаковой с ним вместимости и
комфортабельности размещения медицинского персонала и больного отличается
меньшим весом, а также большей маневренностью и скоростью.
Железнодорожная версия "Волги" выпускалась на ГАЗе
Милиция
Милиция
фургон
|
|
|
|
|