100АС-060, 100АС-063 Электроника
28 - 01 - 2016

100АС-060, 100АС-063 Электроника


100АС-060 Электроника

Московское НПО "Торий". Производство АС соответственно с 1986 и 1989 года.

Акустическая система предназначена для высококачественного воспроизведения звуковых программ в стационарных бытовых условиях.

Рекомендуемая мощность ''Hi-Fi'' высококачественного бытового усилителя мощности с 10 до 100 Вт.
Предпочтительный вариант установки для акустической системы - напольный.

Особенностью АС является применение диффузоров из пенометалла и алюминиевой фольги во всех её трех громкоговорителях. Корпус у акустической системы выполнен в виде прямоугольного ящика из ДСП толщиной 19 мм. Боковые стенки отделаны шпоном ценных пород дерева лицевая панель окрашена чёрным красителем. Конструкция АС имеет элементы увеличивающие жесткость корпуса и снижающие амплитуды колебаний стенок. На переднюю панель АС выведены регуляторы ВЧ, СЧ. Съемная декоративная рама обтянута полотном обладающим высокой акустической прозрачностью звука.

100АС-060 это копия Fisher STE 1200/OTTO SX-P1 - легендарной акустики концерна Sanyo, победителя всемирной выставки в Осаке 1976г., входящая в двадцатку лучших АС двадцатого века, по мнению американского аудио издания «Stereophile» на 2000 год. Эта акустика вдохновила ведущего отечественного инженера по электроакустике А. С. Гайдарова на разработку колонок 100АС-060 Электроника.

Использованы динамики производства НПО Торий:
- ВЧ - ГД-01-1000, кольцевая мембрана из алюминиевой фольги. В диафрагме были сделаны 4-е прорези лазером, как в оригинальных OTTO/Fisher;
- СЧ - ГД-01-230, алюминиевый купол;
- НЧ - ГД-01-25, диффузор из вспененного никеля.

Главным технологическим отличием Fisher STE 1200/OTTO SX-P1 являлось применение во всех трёх полосовых излучателях динамических головок металла в качестве диафрагм. Такое решение было обусловлено высокой жесткостью в сравнении с бумажными диффузорами и высокой скоростью распространения звуковых волн в материале. Акустическое оформление представляет собой фазолинейный 110 литровый корпус, он делился панелью акустического сопротивления на два отсека, один из которых работает как резонатор.

На базе 100АС-060 позднее выпускают упрощенный вариант 100АС-063 со следующими отличиями:
- не имеет ПАС в корпусе;
- применены более длинные (примерно примерно втрое длиннее) трубы фазоинверторов – 120мм;
- ВЧ нет прорезей в подвесе диафрагмы.

Затем на базе 100АС-060 Электроника, помимо 100АС-063 Электроника, были созданы Электроника 50АС-061, Электроника 75АС-065, Toriy mini, Toriy 3SL113.


Fisher STE 1200/OTTO SX-P1

 

     
Слева-направо:
Электроника 100АС-060,
Электроника 75АС-065, TORIY 3SL113,
TORIY Mini
Слева-направо, сверху-вниз:
TORIY Mini, TORIY 3SL113,
Электроника 100АС-060,
Электроника 75АС-065
Слева-направо:
Электроника 75АС-065, Электроника 50АС-061

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 100АС-060 ЭЛЕКТРОНИКА:

Диапазон воспроизводимых частот - 25...25 000 Гц

Неравномерность АЧХ звукового давления на нижней граничной частоте
диапазона воспроизводимых частот относительно уровня среднего звукового давления -12 дБ

Уровень характеристической чувствительности (характеристическая чувствительность), не менее - 88 (0,5) дБ (Па/Вт)

Неравномерность АЧХ звукового давления в диапазоне частот 100..8000 Гц относительно

уровня среднего звукового давления в диапазоне 50...20 000 Гц ±4 дБ

Характеристика направленности АС, измеренная по отклонению АЧХ звукового давления под углами к акустической оси:
в вертикальной плоскости ±7° ±4 дБ
в горизонтальной плоскости ±25° ±4 дБ

Гармонические искажения АС, определяемые суммарным характеристическим коэффициентом гармоник в диапазоне частот, Гц:
63...1000 при уровне среднего звукового давления 96 дБ - 2 %
1000...2000 при уровне среднего звукового давления 93 дБ - 1 %
2000...8000 при уровне среднего звукового давления 90 дБ - 1 %

Номинальное электрическое сопротивление (номинальное значение полного электрического сопротивления) - 8 Ом

Минимальное значение полного электрического сопротивления - 6,4 Ом

Предельная долговременная мощность - 100 Вт

Вид низкочастотного оформления (НЧ блок) - фазоинвертор

Масса - 50 кг

Габариты - 455х915х475 мм
 

 

Форма АЧХ звукового давления, измеренная на расстоянии 1 м от АС по ее акустической оси



Особенности конструкции:

Корпус АС выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из древесно-стружечной плиты толщиной 19 мм. Боковые стенки отделаны шпоном ценных пород дерева, лицевая панель окрашена красителем в черный цвет. Лицевая панель с целью увеличения жесткости изготовлена из плиты толщиной 20 мм. В месте установки на панели головки НЧ (источника возбуждения вибраций корпуса) панель утолщается до 60 мм. В конструкции корпуса предусмотрены элементы, увеличивающие жесткость корпуса и снижающие амплитуды колебаний стенок, в частности, рама из древесно-стружечной плиты, делящая внутренний объем корпуса на две части и являющаяся одновременно панелью акустического сопротивления (ПАС).

Использован набор головок с металлическими диффузорами обеспечивающими стабильность характеристик АС во времени и при воздействии различных факторов внешней среды. Головки установлены на лицевой панели корпуса симметрично относительно вертикальной оси АС. Диффузородержатель головки НЧ и крепежные фланцы головок СЧ и ВЧ, изготавливаемые методом точного литья из алюминиевых сплавов, имеют специальную- форму и дополнительную механическую обработку, позволяющую им являться одновременно декоративными деталями внешнего оформления АС. Это дало возможность в конструкции АС отказаться от применения каких-либо дополнительных декоративных накладок на головки.

На лицевой панели АС имеются также: два отверстия диаметром 57 мм каждое, являющиеся выходами трубок фазоинвертора длиной 35 мм; ручки регуляторов уровня высоких и средних частот с шильдиками, на которых нанесены деления регуляторов уровня. Пределы регулирования уровня, дБ; средних частот —20...0; высоких частот —20...+3. В четырех углах лицевой панели установлены специальные пластмассовые втулки для крепления съемной декоративной рамки с тканью.

Геометрические размеры труб фазоинвертора и ПАС обеспечивают его настройку на частоту 45 Гц. Внутренний объем АС - 110 дм3.

Для уменьшения влияния на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса, последний заполнен звукопоглотителем, представляющим собой вискозную вату, собранную в четыре мата, одна из которых закрывает ПАС. три другие закреплены вокруг НЧ громкоговорителя.

Внутри корпуса на единой плате смонтированы электрические фильтры» обеспечивающие электрическое разделение низко-, средне- и высокочастотных полос АС.

  
Схема Акустической системы 100АС-060 Электроника   Схема Акустической системы 100АС-063 Электроника

 

Фильтр низкочастотной головки представляет собой фильтр верхних частот первою порядка, который обеспечивает спад АЧХ 6 дБ на октаву, а фильтр. Высокочастотной головки — фильтр нижних частот.

Частота раздела: между низко- и среднечастотной головками составляет 700 Гц, между средне- и высокочастотной головками — 6000 Гц. Уровень средних частот регулируется в диапазоне 700... 6000 Гц, высоких — в диапазоне : 6000 ... 25 000 Гц.

В конструкции фильтров применены резисторы типа ПЭВ-10, конденсаторы – МБГО, катушки индуктивности «на воздушных» сердечниках. На задней стенке корпуса АС расположена крышка с установленными на ней специальными клеммами, позволяющими подключить подводящие провода. На клеммах маркирована полярность подключения.

Съемная декоративная рамка, входящая в комплект АС, обтянута специально разработанным трикотажным полотном прессового переплетения, обладающим высокой акустической прозрачностью.

 

 

низкочастотный динамик

 

 
среднечастотный динамик   высокочастотный динамик

 

 

 

История создания АС «100АС-060 Электроника»

Началось всё на всемирной выставке в Осаке (Япония), где в 1976 году были представлены «супер идеальные» колонки, работающие в поршневом режиме, во всём диапазоне частот. Это был технический прорыв. В поршневом режиме скорость распространения радиальных изгибных волн так велика, что диффузор движется как единое целое во всем диапазоне частот. Эти АС обладали ровной АЧХ (35Гц -35кГц ±1,5 дБ) и нелинейными искажениями ниже в 1000 раз психофизиологических порогов заметности.

Как и над форматом VHS, над этой разработкой трудились специалисты лидеров HI-FI рынка того времени: Это японские компании – Sanyo, и её акустическое подразделение OTTO, — Sony, их АС SS-G5, SS-G7, SS-G9 на тот момент считались эталоном качества, — Yamaha, имеющая наибольший опыт в изготовлении купольных СЧ динамиков. А так же ряд американских производителей и молодая (на тот момент) английская компания Wilson, чья концепция и была выбрана за основу этих АС.

На выставке данная акустика была представлена под маркой Fisher. Угасающая компания была куплена концерном Sanyo, выпуск таких АС должен был возродить легендарный бренд. Для Европы и США они назывались Studio Standard (STE 1200), для внутреннего рынка Японии — OTTO SX-P1.

История отечественных «супер идеальных» колонок началась на международной конференции в 1977 году в Западной Германии. Одним из участников был высокопоставленный член ЦК КПСС, меломан и поклонник качественной музыки. На фуршете в заключение конференции, его внимание привлекла необычайно завораживающая и «живая» музыка. Наш делегат заинтересовался источником звука — это были Fisher 1200 Studio Standard. Представитель Англии отпустил шутку, вроде того, что в СССР — кроме ракет и подводных лодок — больше делать ничего не умеют… После возвращения советской делегации в Москву пришёл груз – Fisher 1200 Studio Standard. Это был подарок от немецких друзей.

На очередном докладе ЦК партии о развитии товаров народного потребления, было заявлено что к предстоящему съезду ЦК КПСС будут представлены и запущены в производство новые АС высшего класса сложности, работающие в поршневом режиме. Тем временем Fisher 1200 Studio Standard были разобраны по винтику и изучены.

Задание было дано ведущим КБ и радиотехническим предприятиям Министерства электронной промышленности СССР. Но, несмотря на затраченные усилия и средства, никому не удалось изготовить даже опытного образца. Руководители, несмотря на страх потерять свои места, в один голос заявляли, что советская промышленность не располагает такими технологиями и отстает на двадцать лет от зарубежных разработок. Военная же промышленность в СССР, как известно, наоборот, опережала мировую. Шутка английского делегата оправдывалась.

Тогда проект был отдан на НПО «Торий» в г. Москва, выпускавший в то время комплектующие для атомных подводных лодок. Где уже к концу 1980г создают опытные образцы. А через два года запускается серийное производство АС под названием Электроника 100АС 060. Экономии не было не в чём, с затратами не считались. Например, звуковые катушки и магнитные системы динамических головок проектировались с учётом сопротивления соответствующих звеньев фильтров и их влияния на параметры Тиля-Смолла. НЧ диффузоры изготавливались на прецизионном оборудовании — никелевый сплав напылялся на специальные поролоновые формы, которые помещались в высокотемпературную печь, где никель вспенивался до строго определённой структуры. Затем вручную шла наклейка на никелевое основание алюминиевой фольги. Купол СЧ — головки наращивался внешними слоями сапфира на алюминиевой подложке в специальной камере. ВЧ излучатель имел кольцевую диафрагму с тончайшими прорезями, полученными с помощью лазера и бескаркасную алюминиевую катушку. Корзины всех динамиков выливались под высоким давлением из алюминиевого сплава и имели массивные основания. Многозвенные фильтры с линейной фазой не только фильтровали сигнал, но и компенсировали реактивное сопротивление головок и их частотно-временные отклонения. Для вибродемпфирования пятислойных стенок корпуса в опытных образцах использовались те же материалы, что и в атомных подводных лодках.

Далее было налажено производство ещё 7 моделей АС, наиболее популярными из которых были 75АС-065. Главным минусом новых моделей было использование таких же НЧ и СЧ-головок в малогабаритных корпусах, что сказывалось на звучании в основном в басовой и мидбасовой области звукового сигнала.

Из-за сложного процесса производства и высокого процента брака, данные АС выпускались небольшими партиями около 1000 пар в год. Стоимость в розничной сети одной 100АС была 540 рублей, а затраты на изготовление были в два с половиной раза больше, разницу в цене предприятию, естественно, доплачивало государство.

После выпуска первых серийных образцов проводились сравнительные субъективные экспертизы, выполненные совместно с Ленинградским Домом радио и фирмой «Мелодия», где принимали участие помимо конструкторов, профессиональные звукорежиссеры и музыканты. Для прослушивания были выбраны лучшие зарубежные АС того времени (Wilson, Onkyo, JBL, Yamaha, Diatone, Sony, Kef, Tannoy, Technics и др.), но оригинальных АС Fisher на прослушивании не было. В ходе прослушивания Электроника показала не плохие результаты, разработчики праздновали победу. Их звучание характеризовалось как чёткое, детальное, в меру аналитичное с хорошей артикуляцией и динамикой. Также отмечалась хорошо прорисованная сцена и натуральная подача звуковых образов. Используемый тракт состоял из ламповой усилительной аппаратуры, а в качестве источников выступали катушечные деки и виниловые проигрыватели. Позже после появления цифровых форматов некоторые аудиофилы отмечали звучание этих АС как жёсткое, с небольшим металлическим призвуком. Другие же и по сей день считают данные АС эталоном качества и источником натурального звука. Такие довольно противоположенные мнения, скорее всего, обусловлены сложным импедансом и сравнительно высоким ЭДС самоиндукции этих колонок, исходя из чего могут возникнуть трудности при подборе транзисторного усилителя.

АС Fisher на прослушивании не было не случайно: к концу 70х годов было полностью прекращено их производство и идея не получила продолжения. Рыночные отношения не могли потерпеть убытков от изготовления столь сложного и высокотехнологичного изделия. Розничная цена акустики не оправдывала затраты и производство было свёрнуто.

 

Кое-что немногое, чего не смогли достичь наши разработчики (в сравнении с Otto SX-P1/Fisher STE 1200):

1. Толщина стенок корпуса 20мм против 30мм; материал обычный ДСП против композитного спец. ДСП.
2. Магниты не соответствовали параметрам, на НЧ и СЧ даже пришлось склеивать два магнита, что ухудшает концентрацию магнитного поля в зазоре.
3. НЧ диффузор у Otto имеет большую жесткость и меньшую массу, благодаря более мелкой текстуре никеля и особенностям оригинального сплава. Нет даже картонных ребер жесткости по краю диффузора в месте крепления подвеса.
4. Большая жесткость дала возможность установить жёсткий тканевый подвес с пропиткой, уменьшить добротность, что дало более высокую чувствительность, при той же резонансной частоте.
5. Катушки всех динамиков 2-х слойные, намотаны плоским проводом, включая бескаркасную катушку ВЧ, намотанную плоским алюминиевым проводом. Каркасы же СЧ и НЧ динамиков изготовлены из алюминия и приклеены металлическим диффузорам жаростойким теплопроводящим клеем. В результате чего диффузоры служат теплоотводом, радиатором, что позволяет получить линейный импеданс в очень широком диапазоне мощностей. В наших 100АС применяются обычные катушки, намотанные проводом круглого сечения и каркас из бумаги, покрытый только алюминиевой фольгой.
6. Диффузор СЧ у SX-P1 выполнен из 3х-слойного оксидированного алюминия, каждый слой с разными параметрами жесткость/вес/затухание. 100АС — 1 слой оксида алюминия, при этом такой же толщины.
7. ВЧ у 100АС выполнен вообще не из оксида алюминия, а из обычного пищевого алюминия, только высокотемпературного прессования. Кольцо (диффузор не купольный, а кольцевой у обоих АС) получилось хоть и жесткое но хрупкое, что не позволило сделать прорези в гофре мембраны. В Оtto кольцо так же как и ВЧ из оксида алюминия, с прорезями и специальным демпфирующим покрытием гофра диафрагмы, что даёт возможность расширить диапазон частот в сторону радио частоты, снизить резонансную частоту, повысить динамику, и убрать присущие 100АС металлические призвуки.
8. Фильтры выполнены из аудиофильских компонентов, разводка кабелем большого сечения, позолоченные клеммы.
9. Более «дорогая» внешняя отделка (шпон дерева эбони).