10АС-225 (15АС-220) Контата - Доработка

10АС-225 (15АС-220) Контата - Доработка

Вариант - 1

Вариант - 2

Вариант - 1

10АС-225 они же 15АС-220 от радиолы Контата 205 имеютт крепкий корпус из фанеры толщиной 14 мм, покрытый мебельным лаком.
Итак приступаем к апгрейду средней сложности. Для начала разбираем АС, а затем и НЧ динамики 25ГДН-3-4. Снимаем с подвижки центрирующую шайбу (ЦШ). Устанавливаем новую ЗК, подпаиваем выводы. Её параметры: провод ПЭТВ-2, высота намотки 12,5 мм. Каркас оксидированная Al фольга толщиной 0,12 мм. Высота ЗК 25 мм. На каркасе выше намотки - слой кабельной бумаги выстотй 10 мм. Внутренний диаметр ЗК 25,4 мм. Старые тонкие лавсановые пылезащитные колпачки сразу заменяем на новые, из плотной бумаги, чуть больше размером, чем штатные от 25ГДН-1.
На диффузоре отступив от горловины 3 мм прожигаем три антикомпрессионных отверстия диаметром 4 мм, причём так, чтобы новый пылезащитный колпачёк не перекрывал их. Размечаем карандашом место будущей приклейки колпачка.
Снятую ЦШ "продубливаем" пропиткой раствором БФ-2 в спирте в соотношении 1:2. Просушиваем от растворителя и отверждаем клей при 120 градусах 0,5 часа. При сушке шайба установлена между стальных дисков, проложенных лавсановой плёнкой. Внутренний диск в два раза меньше диаметра ЦШ. Это мера против её коробления.
Устанавливаем ЦШ на подвижку (клей "Неопреновый"), сушим, затем устанавливем подвижку на раму, клей тот же. Через сутки приклеиваем пылезащитные колпачки, подсушиваем 2 часа и пропитываем его и диффузор слабым раствором полиизобутилена. Диффузор пропитываем изнутри, чтобы было видно снаружи его полное, сквозное смачивание.
Сушим НЧ динамики ещё сутки. Измеряем их параметры по методике Виноградовой, изложенной у нас на главной странице: "Часть 2. Измерение параметров Тиля-Смолла на примере динамика 8ГД-1."
Левый канал. НЧ №1. Измеренные значения: Re=3,4 Ом; F"s=75 Гц; Qa=4,2; Qe=0,63; Qt=0,55;. Неплохие получились параметры. Работаем дальше: герметизируем корпус промазкой стыков изнутри силиконом. Не забываем про резиновые перчатки и проветривание мастерской. На трубу ФИ устанавливаем герметизирующее кольцо из микропористой резины толщиной 3 мм и шириной 15 мм.
Перестраиваем заводской фильтр, использовав те же детали, что стояли там ранее. Выбираем частоту раздела 5 кГц. На ВЧ звено (6ГДВ-2) порядок фильтра изменяем с первого на третий. Усилитель у нас мощный. НЧ динамик будет включен напрямую, без фильтрации. Перед ВЧ фильтром резистором 3,9 Ом выравниваем чувствительности НЧ и ВЧ звеньев. АЧХ фильтра приведена на рисунке.


На задней стенке корпуса делаем отверстие под клеммник-"закрутку". Устанавливаем его в корпус, герметизацию делаем с помощю силикона.
Верхнюю половину корпуса заполняем звукопоглотителем: распушенной ватой в марлевой оболочке. прикрепляем её к стенкам, промазав их клеем "Неопреновый". Собираем схему и устанавливаем в корпус всю "требуху": фильтр, ВЧ и НЧ головки. Устанавливаем переднюю панель. Подключаем АС к измерительному комплексу и измеряем отношение эквивалентного объёма к внутреннему объёму АС, частоту настройки заводского фазоинвертора и резонанс 25ГДН-3 с учётом присоединённой массы воздуха Fs. В результате получаем такие данные: Vas/V=0,45; Fb= 57 Гц; Fs=71. Резонанс понизился совсем немного.
Теперь самое интересное: смотрим, какая АЧХ на НЧ у нас будет в этих условиях. Вспоминаем, что усилитель у нас с почти нулевым выходным сопротивлением. В справочнике Терещука за 1989 год на стр. 600 находим графики АЧХ. Наш случай очень близкий к верхнему графику, который соответствует случаю Qt=0,5 и n=Vas/V=0,5.. Узнаём, какая АЧХ"наша".
Fs/Fb=71/57=1,24. Это примерно соответствует 1/3 октавы, (отношению величин, равному 1,26; 2/3 октавы это 1,26х1,26=1,59; октава 1,26х1,26х1,26=2,00). Значит, наша линия будет под №3, при настройке ФИ на 1/3 октавы ниже Fs.
Очень даже неплохая АЧХ! Горб всего 2 дБ на частоте примерно 58 Гц, спад по уровню -3 дБ F-3=50 Гц; по уровню -8 дБ F-8=43 Гц.
Вот так вот бывает - ничего с трубой делать не потребовалось, ни пилить, ни наращивать. Ещё одно - измерения правого канала практически совпадают с левым, поэтому здесь не приводятся, чтобы не загромождать статью.
Включаем, слушаем радуемся. Звук ровный, высокие частоты детальные и чистые. И "низов" хватает под завязку, но на каждой фонограмме они разные, и нет их однообразной окраски. Что свидетельствует о хорошем согласовании с усилителем, и правильной настройке ФИ.
В приложении фото всего аудиокомплекса с этими АС.


Вариант - 2

25.10.2004 г. Дмитрий Андреев «Доработка отечественных колонок 10АС-225»


Среди своих друзей я давно приобрел репутацию «старьевщика» (это касается радиоаппаратуры), и посему это самое старье полилось ко мне со всех сторон. Таким же образом ко мне в руки попали акустические системы (не сильно распространенные) под дивным названием 10АС-225.

Внешний вид этого чуда советской электроники можно видеть на фото.

Конечно же, НЧ динамики (25ГДН-3-4) были горелые. В качестве ВЧ используются 2ГД-36-8, которые благодаря фильтру остались живыми. Вскоре на работе понадобились полочники, а покупать что-либо не хотелось, вот я и решил восстановить 10АС-225, заодно поэкспериментировать с ними (до сих пор не пойму, почему 10АС, а не 25АС). Первым делом заменил НЧ динамики – новыми, и послушал - на что способны эти АС. Собственно, никакого чуда я не обнаружил.


Песок на верхах, бубнеж на низах, а середина – размыта. Решил переделать исходя из опыта других, собственного и интуиции.

На передней пластиковой решетке был приделан из того же материала прямоугольный профиль туннеля фазоинвертора. При прослушивании нетрудно было догадаться, откуда доносится этот бубнеж и призвуки, а точнее присвисты.


Между передней стенкой и фазоинвертором (будем для краткости называть его так) была щель толщиной порядка 8 мм. Дальнейшая разборка корпуса оказалось очень быстрой – он просто развалился как карточный домик.


Первым делом было принято решение – восстановление корпуса без задней крышки. Для этого я воспользовался клеем «Супер-ПВА» и комплектом струбцинок. Все швы зачистил шкуркой от старого клея, промазал клеем и, собрав корпус, – стянул его струбцинами до полного высыхания (на сутки).


Следующим этапом необходимо было приклеить бруски для крепления задней крышки, которую я вырезал из 15 мм фанеры. Все швы (после высыхания) были промазаны силиконовым герметиком, и на заднюю и боковые стенки был наклеен автомобильный поглотитель вибрации –«Изолон» (уж больно тонкие стенки).

Теперь необходимо произвести на свет новую трубу фазоинвертора прямоугольного сечения. Я ее изготовил из листа 2 мм фанеры и бруска бука (другого не нашлось под руками), склеив тем же клеем.

Промоделировал данную АС с помощью программы «JBL Speakershop” и вычислил необходимую длину туннеля трубы порядка 120 мм для моих размеров (самое интересное, расчет был очень точен) и поперечные размеры, подходящие для заводского пропила в передней стенке.

Теперь займемся НЧ динамиком 25ГДН-3-4.



Динамик этот имеет малый Vac=8л, что уже само по себе неплохо, да еще и АЧХ 50-5000 Гц достаточно приемлемая, с Fрез=55+/-10Гц. Вот только спад около 5000 Гц, да еще чувствительность маловата 84Дб. Итак, начнем….

Из опыта эксплуатации этих динамиков авторитетными людьми, характерной особенностью является продавливания мягкого, хрупкого колпачка вовнутрь – это первое. Второе – динамики редко когда держат полную мощность (а вот почему 10АС!).

От переделки 25АС-027 остались никчемные динамики 20 ГДС-ХХ с которых было принято решение снять более плотный колпачок (он в диаметре несколько больше) и переставить на наш экземпляр. Эта операция описана во многих изданиях, я лишь ограничусь фотографиями. Что получилось – видно на последней фотографии.


Многие подумают – а ведь колпачок у 20 ГДС черный - и будут правы. Я просто его покрасил. Проделав эту операцию, получаем следующие результаты:

1/ Ушел провал в районе 5000 Гц!

2/ АЧХ стала несколько шире в сторону верха порядка 5500- 6500 Гц. У двух разных динамиков получились несколько разные результаты.

3/ Однако чуть-чуть увеличился вес диффузора, что неприятно при такой чувствительности.

Теперь о чувствительности:

От старых, горелых динамиков 25 ГДН-3-4 были сняты магниты и приклеены в «противофазе» с торца нашего экземпляра клеем «Момент». Это дало прибавку чувствительности порядка 2 Дб! Согласитесь – неплохо!

Рядом на фото можно видеть баллончик с жидкостью под названием «Кодиционер резиновых приводных ремней» для автомобиля, но об этом несколько позже. Итак, чувствительность подросла до 86Дб.

Теперь надо бы опустить резонансную частоту (у приобретенных она оказалась52 и 54 Гц). Воспользовавшись советом от «Горыныча», я промазал центрирующую шайбу и проводники – касторкой (аккуратно).


Подвес у диффузора этого динамика - резиновый и как следствие - жесткий. А хочется помягше! Вот тут то и был применен указанный выше волшебный баллончик! Общий результат: Fрез=44Гц у одного и 46Гц у второго подопечного – КРАСОТА!


Далее силиконовым герметиком заполнена канавка между магнитами и образовавшаяся дыра с торца магнита. А так же, отрезав часть рукава от резиновой хозяйственной перчатки, я его надел на вновь образовавшуюся магнитную систему. Внешний вид на фото.

В результате получился уже совершенно другой динамик с параметрами:

АЧХ 50-6500Гц, Fрез=44Гц, Чувствительность порядка 86Дб. Размеры, а вернее объем тоже увеличился, это надо так же учесть при вычислениях. Вот для этого динамика и был произведен расчет фазоинвертора (про изготовление которого я рассказал выше). С динамиком 2ГД-36 я не стал ничего делать он и так ничего, а менять уж совсем не хотелось.


Теперь о фильтрах или как модно нынче говорить - кроссовере.

То, что там было внутри видно на фото, обратите внимание на монтажные провода (одножильные D=0,5 мм)! Не правда ли – «великолепие» во всей красе!

С помощью той же программы «JBL Speakershop” был смоделирован новый кроссовер, схема которого и представлена на рисунке. Фильтр 3-ого порядка на НЧ не пошел (на слух), и я остановился на 2-ом.

Конденсаторы использованы МБГО и доведены до указанных нестандартных номиналов путем добавки в параллель конденсаторов К73. Я думаю, что округление до стандартных номиналов ничего плохого не сотворит. Резисторы – проволочные мощностью не ниже 5 Вт. Индуктивность из старых колонок пригодилась в качестве индуктивности L2, при этом отмотал часть витков, как ни странно, с двух катушек – по-разному (чему это я вдруг удивляюсь?), а L1 изготовлена самостоятельно, в качестве каркаса давно использую катушки от рыболовной лески (очень удобно). Монтаж – навесной. Разводка велась акустическим кабелем, к сожалению, уже не помню какого изготовителя. В заднюю крышку была успешно врезана клеммная колодка для акустических систем и установлен кроссовер.

Прямоугольный фазоинвертор подогнан в штатное место на передней стенке и приклеен. Все швы опять-таки промазаны герметиком. Все боковые стенки и часть задней крышки оклеены 5-ти слойным синтепоном.

ВНИМАНИЕ! Не загораживайте синтепоном отверстие фазоинвертора!

Сборка в следующем порядке:

1/ Привинчиваем заднюю крышку саморезами, заранее заложив слой герметика в места касания задней крышки и брусков.

2/ Поскольку передняя лицевая накладка из пластика достаточно симпатична, было принято решение оставить ее на месте. Но она издает призвуки. Чтобы максимально избавиться от них, она установлена тоже на герметик. Не забудьте снять и выбросить старый туннель.

После окончательной сборки дайте отстояться (сутки) вновь испеченному агрегату, прежде чем включать. Вот что получилось.


Вначале я проделал все операции на одной АС. При сравнении с непеределанной – это небо и земля. При прослушивании мои друзья удивились. Исчезли все вышеперечисленные недостатки, появился объем, детальность, музыкальные инструменты стали легко узнаваемыми. АС хорошо справилась со всеми музыкальными жанрами.

И напоследок…

Многие читатели задаются вопросом – А для чего все это нужно? Можно взять красочный журнал, откуда льется реклама с самой современной аппаратурой – выбрать по вкусу и купить! Все это правда! Но если Бог дал голову и руки, то просто грех этим не воспользоваться хотя бы раз в своей жизни! Попробуйте, вдруг понравится! Я думаю, этим стоит заниматься, хотя бы потому, что при сравнении этих АС с той же акустикой с картинок журналов (не буду называть с какой, дабы не обижать производителя), она во многом некоторые экземпляры превосходит!

Данный материал с успехом можно применить в качестве доработки других конструкторов под наименованием ХХАС-ХХХ, которые выпускала отечественная многострадальная радиопромышленность.

25.10.2004 г. Дмитрий Андреев «Доработка отечественных колонок 10АС-225»

Вариант - 1

Вариант - 2