Назад

 

Главная

 

Акустика, электроника

 

Спутниковое телевидение

 

Крым

 

Разное

 

Мангуп-кале – Федорово

 

На юге Бахчисарайского района, за селом Ходжа-сала, расположился Мангуп-Кале— столица средневекового княжества Феодоро. Город был расположен на большой столообразной горе Баба-Даг («Отчая гора») в юго-западной части предгорья. Его территория была защищена стенами и башнями и представляла мощный оборонительный узел. Здесь в полной мере сочетаются природные условия с укреплениями, созданными руками человека. Вертикальные обрывы скал исключали возможность применения при штурме крепости стенобитных и метательных орудий, подвижных башен. В ю же время господствующая высота, на которой располагался город, позволяла из обычного лука простреливать все подступы к нему.

На Мангупе имеются два никогда не пересыхающих источника и искусственный колодец, выкопанный внутри цитадели. Все это делало Мангуп городом, способным противостоять любому противнику того времени.

Археологические раскопки дали обильный материал, свидетельствующий о развитии ремесла и торговли в княжестве Феодоро и его столице. Большое количество ключей, замков, ножей, орудий труда говорит о развитии кузнечного ремесла. Керамика, среди которой есть и херсонесская,— доказательство интенсивной торговли княжества. Летом 1475 г. многочисленная армия турок высадилась у Кафы (Феодосии) и после трехдневной осады заняла город.
Скоро все побережье Крыма было захвачено турками. Их армия подошла к столице княжества Феодоро — Мангупу.

 

 

Шесть месяцев стояли турки у неприступной крепости, шесть раз шли на приступ города, применив против осажденных новинку тех дней — пушки.

Хотя цитадель была при штурме разрушена, часть защитников погибла, часть попала в рабство, а мирное население —христиане и караимы (ветвь иудаизма) — еще несколько сот лет жило в городе. Особый квартал населяли гулямы — рабы, воины феодального ополчения.

Многие годы на Мангупе ведутся археологические раскопки, в которых участвуют ученые, а также студенты и школьники из разных стран. Каждый новый сезон приносит все новые находки, в том числе клады.

Сейчас Мангуп чрезвычайно популярен среди контактеров, экстрасенсов, толкинистов и других неформальных движений. Его осваивают также джипперы, байкеры и особо продвинутые горные велосипедисты. Здесь всегда много художников, фотографов, музыкантов, интересных людей всевозможных профессий, конфессий и талантов.

Челтер — значительный по размерам пещерный монастырь, возникновение которого относят к VIII веку, а уничтожение к набегам кочевников в XIII веке. В нем насчитывается более 50-ти пещер, расположенных в четыре яруса. Наземные здания, стоявшие на склонах, не сохранились.

Шулдан — средневековый монастырь. Это небольшое пещерное поселение, возникшее в конце VIII века.

Из монастырского комплекса сохранился храм с крещальней и епископским креслом в алтаре, высеченным в скале. На стенах его и сейчас еще заметны следы росписи, которую датируют XII —XIII вв.

Городище Мангуп-Кале - самый величественный и большой по площади из горных средневековых городов Крыма. Он располагался на высоком плато в 20 км к югу от Ба хчисарая и в 7 км на восток от Эски-Кермена. Огромная гора-останец с выдающимися на север четырьмя мысами возвышается над уровнем окрестных долин на 300 метров, а высота ее над уровнем моря - 584 метра. На ее обширном плато высятся величественные руины средневекового города Феодоро - столицы одноименного княжества, погибшего в результате турецкого завоевания в 1475 году. Развалины старинных крепостных стен огораживают около 93 га городской территории, на которой в древности во множестве стояли дома, дворцы и храмы. А под ними находились пещеры... Поскольку вырубка пещер была относительно простой и быстрой работой, то именно с обустройства пещер и начинались все горные города. Уже после этого возводились большие дома и долговременные оборонительные сооружения. С развитием города пещеры постепенно теряли свое первостепенное значение, становились вспомогательными помещениями при роскошных усадьбах. Но неумолимое время все расставило по своим местам. Нет сейчас на Мангупе домов, дворцов и храмов. Они разрушены, сожжены и разобраны. Камни вывезены в селения долин. Можно только догадываться об истинном облике древних зданий, их формах, расположении и планировке. Пещеры же пронесли и сохранили свою оригинальность сквозь века. Сегодня именно они остаются единственными и достоверными свидетелями давно ушедших времен. С пещер всё начиналось, к пещерам всё вернулось...
В VI веке на Мангупском плато располагался центр готского Крыма - населенный пункт Дорос. К этому периоду относится возведение первых укреплений в византийских традициях, что указывает на политическую и культурную связь Дороса с Византией. Во второй половине VIII века на Мангупе возникают пещерные монастыри, учреждается Готская епархия. Дорос становится одним из центров православия в Таврике. В конце VIII века Дорос был захвачен хазарами и разрушен.
На рубеже XII-XIII веков происходит становление независимого княжества Феодоро с одноименной столицей на Мангупе, которое до XV века оставалось влиятельным и независимым форпостом христианства в Крыму. Летом 1475 года турки-османы высадили войска на крымском побережье. Они осадили Кафу, которая сдалась через пять дней, взяли несколько прибрежных крепостей, а в начале июля подошли к Мангупу. Вооруженные огнестрельным оружием и пушками, турки и татары пять раз ходили на приступ, однако не смогли взять город: крепость была неприступна. Полугодовая осада завершилась взятием города в декабре 1475 года. Согласно турецким источникам, турки пошли на хитрость: они притворились, что отступают, выманив защитников города из крепости и устроив засаду. Город был взят, подвергнут разгрому и разграблению, жители его были истреблены или уведены в плен. Князь Александр и другие представители княжеской семьи были взяты в плен, вывезены в Турцию и казнены в Стамбуле; в живых был оставлен только его маленький сын. Воспитанный турками, он сохранил почетный титул мангупского князя, но реальным влиянием ни он, ни его потомки уже не обладали.
Спустя 18 лет в результате пожара сгорел почти весь город. Большая часть населения переселилась из Мангупа, но город не сразу запустел. В XVI-XVII веках здесь строятся мечеть, синагога, караимская кенасса. В XVIII веке заканчивается история тысячелетнего города. Караимская община уходит в Чуфут-Кале, христианское население переселяется на северное побережье Азовского моря. Жизнь на Мангупе угасает.

 

Схема городища Мангуп-Кале:

- Чамну-бурун (Сосновый мыс);
- Табана-дере (балка Кожевников);
- Чуфут-Чеарган-бурун (мыс Вызова иудеев);
- Хамам-дере (Банная балка);
- Елли-бурун (мыс Ветров);
- Капу-дере (Воротная балка);
- Тешкли-бурун (Дырявый мыс);
- дорога и тропы;
- главные ворота;
- развалины дворца (1425-1475 гг.);
- остатки наземных и пещерных храмов;
- остатки мечети Баязида;
- караимское кладбище;
- линии оборонительных стен;
- пещерные сооружения;
- скальные обрывы;
- источники.
 

«Ничто в какой бы то ни было части Европы не может сравниться с ужасающей величественностью этого места», - писал английский профессор-путешественник Кларк в начале XIX века. «Положение Мангупа необыкновенно, - вторил ему русский исследователь-крымовед Петр Кеппен. - Находясь, так сказать, между небом и землей, он мог бы, кажется, противостоять всем превратностям мира».
И действительно - с трех сторон края плато ограничены скалистыми, почти отвесными обрывами высотой в среднем 20-40, а местами и 70 метров. С северной стороны склон горы прорезан тремя глубокими оврагами, между которыми выступают, как растопыренные пальцы, четыре мыса, высоко вознесшие над лесистым склоном свои скалистые верхушки.
Западный мыс называется Чамны-бурун (Сосновый мыс), северо-западный - Чуфут-чеарган-бурун (Мыс призыва иудеев), северо-восточный - Гелли-бурун (Мыс эллинов) и восточный - Тешкли-бурун (от «тешик» - дыра, - Дырявый, или от «таш» - камень, - Каменистый мыс). Овраг между Чамны-буруном и Чуфут-чеарган-буруном называется Табана-дере (Овраг кожевников). Между Чуфут-чеарган-буруном и Гелли-буруном - Гамам-дере (Банный овраг) и между Гелли-буруном и Тешкли-буруном - Капу-дере (Овраг ворот). В верховьях оврагов проходит мощная оборонительная стена с башнями.

Одно из старейших сооружений Мангупа - монументальный храм святых Константина и Елены, находящийся напротив мыса Чуфут-Чеарган-бурун. Это большая (31,5 на 26,2 м) базилика, разделенная двумя рядами колонн, по шесть в каждом, на три нефа. С востока она завершалась двумя закругленными апсидами - большой и малой. К боковым ее стенам примыкали галереи: под ними, а также под полом храма обнаружено множество могил. Базилика была построена в VI веке, затем неоднократно перестраивалась, последний раз - в XIV или в начале XV века. Из найденных внутри храма архитектурных деталей особенно интересны обломки византийско-коринфских капителей из проконнесского мрамора, остатки пилястр предалтарной преграды из известняка и другие. Пол центрального нефа был вымощен большими каменными плитами, а в боковых нефах полы были мозаичными: материалом для мозаики служили белый мрамор, черный базальт, красный сланец. Рядом с северной стеной храма располагалась крещальня, позднее ее переделали в часовню, и вокруг нее появилось кладбище.
Именно здесь в одной из гробниц была найдена пока единственная в Крыму плита из местного известняка с именем Юстиниана I. С именем этого императора связано большое строительство и обновление укреплений, в том числе в пещерных городах Крымской Готии. По описанию Мартина Броневского, в его время на Мангупе «уцелела только греческая церковь св. Константина и другая, весьма незначительная - св. Георгия...»

Результаты раскопок позволяют представить княжеский дворец как большое (30 на 40 метров) двухэтажное здание, к которому примыкала трехэтажная башня-донжон. В ее стену некогда была вделана плита с двуглавым орлом и надписью: «Была построена эта башня вместе с дворцом в благословенной крепости, которая видна и ныне, во дни Алексея, владыки Феодоро и Поморья». При раскопках дворца было найдено множество обломков керамики, как местной, так и привозной, - персидской, турецкой, египетской. Особый интерес представляют обломки поливных чаш с монограммой Исаака - князя, правившего Мангупом с 1471 по 1474 год.
Постройка дворцово-замкового комплекса придала завершенность оборонительной системе Мангупа; с ее верхней площадки просматривалась вся линия стен, отсекавшая мысы, с часто поставленными 18 башнями.

«Южный» монастырь является одной из самых интересных пещерных церквей Мангупа. Спуститься к нему можно из центра плато, от места, отмеченного геодезическим знаком (самая высокая точка плато - 628,3 метра), по крутой «потайной» тропе, которая ведет по расселине к подножию отвесной скалы. Здесь тропа сворачивает направо и примерно через 200 метров открываются пещерная галерея и лестница, ведущая в храм. Естественный грот перед храмом использовался в качестве двора; напротив находились кельи настоятеля и монахов, вырубленные в скале.
Храм имеет коробовый свод, апсиду, вдоль полукруга которой вырезан синтрон (сопрестолие, скамья для священнослужителей), ниша и место для престола. Апсида отделяется алтарной преградой, также высеченной в скале. Стены украшены карнизом, арками, пилястрами, покрыты росписью, фрагменты которой уцелели.


Территория вдоль юго-восточного склона мыса за стеной обозначается как монастырь, поскольку в этом месте были расположены, в основном, церкви, склепы и некрополи. От наземных сооружений здесь остались только основания, но об этой стороне жизни города можно судить по характерным вырубкам в материковой скале и большому количеству подземных пещерных комплексов, богатых архитектурными деталями.

 

Мангуп-Кале. В районе «Площадки со склепами».
В 100 метрах от стены цитадели на краю обрыва находится вырубленная в скале площадка глубиной до 1,6 м. На ее территории расположено шесть пещер. Скорее всего, это был единый комплекс, перекрытый навесами на каменных стенах или деревянных столбах. Раскопками 1938 года здесь были отрыты два склепа, они и дали название площадке. В одном из этих склепов было обнаружено 77 человеческих черепов (43 совершенно целых) и большое количество перемешанных костей. В другом склепе было захоронено около 30 человек. Также в склепах найдены недорогие бронзовые и медные колечки, небольшой перстенек, железные гвозди.

Пещера невдалеке от оконечности мыса Тешкли-бурун («Дырявый мыс»).


мыс Тешкли-бурун («Дырявый мыс»).

 

 

Вид на мыс Елли-бурун («мыс Ветров») и балку Капу-дере («Воротная балка») с оконечности мыса Тешкли-бурун («Дырявый мыс»).

 

 

Пещеры-усыпальницы в скалистом склоне над Главными крепостными воротами.

 

 

 

Исследователи датируют склепы временем не ранее X века. Расположенное над входом в первый склеп помещение вначале также было небольшим склепом. Позже оно было расширено, в юго-восточном углу вырублена алтарная ниша, и пещера стала служить церковью. Вырубленное из нее смежное помещение могло быть крещальней. Таким образом, площадка со склепами имела, в целом, церковно-погребальное назначение.

Цитадель на восточном мысу Тешкли-бурун сохранилась лучше других построек Мангупа. Она возведена над местом, где в X веке были кладбище и церковь - об этом свидетельствуют могилы, вырубленные в скале, ясно прослеживаемые контуры церкви и примыкающий к ней склеп, куда можно спуститься по ступенькам.
Мыс Тешкли-бурун - природный бастион: чтобы превратить этот длинный и узкий, со всех сторон ограниченный обрывами утес в крепость, достаточно было пересечь перешеек, соединяющий его с плато оборонительной стеной длиной 102 метров при толщине 2,8 метра. В стену включено трехэтажное здание, сильно выступающее вперед подобно башне; его называют то замком, то донжоном, то дворцом. Верхние этажи замка были жилыми и служили укрепленной резиденцией правителям Мангупа и его гарнизона; нижний полуподвал использовался как арсенал, а также как тюрьма. После 1475 года помещение использовали именно так; здесь томились знатные пленники, захваченные татарами при набегах, а нередко и послы. В 1569 году здесь был заключен московский посол Афанасий Нагой; с 1572 по 1577 год находился в плену Василий Грязной.
По внешнему фасаду башни-донжона вместо окон располагались узкие бойницы-амбразуры; внутренний фасад носил более мирный, даже дворцовый характер, благодаря окнам, обрамленным прекрасными наличниками с резьбой по камню в традициях малазийской архитектуры, а также благодаря парадному входу.

 

Руины древнего храма в цитадели можно увидеть на крутом уступе восточного склона. Считается, что здесь располагалась гарнизонная церковь цитадели с просторным центральным залом и двумя боковыми приделами. Вначале церковь была полностью подземной, но потолок со временем рухнул. В верхней части стен сохранились глубокие выемки под балки перекрытия, на которых и был собран новый деревянный потолок, служивший одновременно и полом для наземной части. В восточной стороне нижнего зала находится апсида (цилиндрическая ниша радиусом 1,2 м). Здесь была алтарная часть храма.

Руины гарнизонной церкви в цитадели.
В северной стене высечено прямоугольное углубление, а рядом - глубокая ниша с гладкой чашеобразной выемкой, которая могла служить гробницей. Считается, что церковь функционировала до XVI века, а затем служила подвалом усадьбы или оборонительным казематом.

 

Внутри просторной и высокой пещеры в древности был сооружен небольшой храм - домашняя часовня размером 2,4 х 3,7 м. Для этого в полу вырублено полуметровое углубление прямоугольной формы, увенчанное с восточной стороны полукружьем алтаря. В центре алтаря выбит паз, в который устанавливался подпрестольный камень. Стены храма были выложены из тщательно подогнанных камней. Входили в часовню с запада, с этой стороны сохранилась ступенька. В более позднее время, когда часовня перестала действовать и была разобрана, ее углубление использовалось как бассейн, куда стекала вода по выбитым в полу канавкам. В восточной стене пещеры пробиты два дверных и один оконный проемы с пазами под деревянные рамы. Эта пещера входит в комплекс трех пещер, объединенных общей террасой.
В соседней пещере устроена кормушка с выбитой в кромке петлей, за которую привязывали животных. Прямоугольное окно соединяло два соседних помещения. В еще одной пещере этого комплекса в полу вырублено каплевидное углубление - здесь был очаг для обогрева и приготовления пищи. Также сохранились следы круглых углублений, в которые устанавливались пифосы. Скорее всего, весь комплекс этих пещер принадлежал одному зажиточному хозяину.

 

Мангуп-Кале. Основание стен донжона на мысе Тешкли-бурун («Дырявый мыс»).
На оконечности мыса Тешкли-бурун расположены наиболее интересные пещерные комплексы Мангупа. Перед входом в самую крайнюю пещеру на плато хорошо заметны следы прямоугольного в плане полувырубного наземного помещения. На площадке над пещерой также сохранились следы от основания каменной кладки. Когда-то здесь на краю мыса возвышалась башня, образующая вместе с нижними пещерными помещениями многоэтажное укрытие княжеской семьи - донжон.

Через северный и восточный проемы самой крайней пещеры можно выйти на небольшие площадки, сразу за которыми - обрыв в пропасть. В западной части пещеры крутые ступеньки ведут на террасу нижнего яруса к пещерам комплекса «Барабан-коба». Отсутствие обрушившейся западной стены делает спуск достаточно опасным.
По восточной кромке плато от самой крайней пещеры можно пройти в соседнее помещение на восточном склоне. Его назначение однозначно определить трудно. Большая по размерам ванна у западной стены могла служить гробницей, ранее перекрывавшейся каменной плитой. У края углубления вход в скромную прямоугольную комнатку-келью с лежанкой. Рядом в стене небольшая выемка неправильной формы. Скорее всего, здесь начали делать проем для другой подобной кельи, но что-то помешало строителям.

«Барабан-коба» - так называется комплекс пещер на северо-западной оконечности мыса Тешкли-бурун. Попасть туда нелегко: по узкой и крутой лестнице из крайней пещеры мыса Тешкли-бурун нужно опустится на террасу, лежащую на 6 метров ниже уровня плато. Задача не для слабонервных, но затраченные усилия и пережитое волнение оправдают себя с лихвой масштабностью увиденного. Огромный зал с внушительной декоративной колонной окружают по периметру пять небольших комнат. Два проема из зала ведут в смежное помещение, также имеющее выход на общую террасу. Маленькие комнаты, чаще всего, вызывают ассоциации с тюремными камерами. Возможно, так оно и было, если учесть, что в нижних этажах донжона, как правило, размещалась тюрьма. В то же время создание таких высоких и просторных помещений требовало огромных затрат времени и сил, которые говорят о желании строителей обеспечить определенные удобства для обитателей пещер. Вряд ли так заботились о заключенных. Поэтому можно также предположить, что в какое-то время здесь вполне могла проживать семья богатого жителя крепости.
Пещера рядом служила трапезной или опочивальней, а в маленьких комнатах располагались члены семьи или слуги. В стенах пещер много отверстий на уровне примерно 0,5 м от пола, в них крепились брусья лавок или лежаков.

 

Старая колесная дорога, ведущая к главным воротам Мангупа, огибает мыс Тешкли-бурун (Дырявый мыс) и проходит по балке Капу-дере. Вдоль верхней кромки обрыва зияют отверстия пещер: отсюда городской караул бдительно следил за всеми перемещениями по дороге. По мере приближения к воротам следы ушедшей жизни становятся все заметнее. Само полотно дороги, прижатое к обрывам мыса, вырублено в скале. Огромный естественный грот-навес и сейчас еще, как и встарь, служит порой укрытием для скота. Слева от дороги в скале тянется ряд пещер-усыпальниц.
Сами главные ворота, от которых сохранились лишь основание и стена, перегораживающая овраг Капу-дере (Овраг ворот), представляли собой сложное сооружение. Судя по рисунку XVIII века, ворота были перекрыты коробовым сводом, опиравшимся с одной стороны на мощный пилон, а с другой - на скалу. Основанием пилона служили несколько огромных глыб известняка; здесь кончалась оборонительная стена, которая шла параллельно обрыву, образуя коридор; по нему-то и проходила дорога в крепость, поворачивая налево, к цитадели.

 

 

 

 

 

Назад

 

Главная

 

Акустика, электроника

 

Спутниковое телевидение

 

Крым

 

Разное

 

Hosted by uCoz