ПЕРЕКРАСКА СПУТНИКОВОЙ АНТЕННЫ. Косметический ремонт, покраска спутниковой антенны
Косметический ремонт, покраска спутниковой антенны
Donex© 2011
Размещение статьи с разрешения автора, указанием ссылки и автора
Donex-ua(пёс)ya.ru
После определенного срока эксплуатации антенны нередко зеркало спутниковой антенный начинает ржаветь и возникает необходимость в его покраске для остановки коррозии и сохранения антенны.
Эта статья написана на основании материалов обсуждений посвященных этому вопросу и предназначена для тех кому жалко расставаться со своей старой антенной и он всё-таки решился на это.
Сразу предупрежу:
1. сам процесс требует затрат времени, терпения и финансов;
2. Стоимость восстановления сопоставима с покупкой новой антенны. Это справедливо для антенн небольшого диаметра до 1м. Если вы владелец большой антенны, то перекраска обойдется дешевле покупки новой.
В случае с небольшими антеннами, можно получить дополнительную выгоду, например, на место старой антенны повесить новую, а старую по свободе перекрасить и задействовать для приема других спутников, тем самым увеличив количество принимаемых каналов.
Очень часто антенна ржавеет не равномерно и даже отдельными тонкими полосами – это царапины, полученные до установки во время хранения или перевозки.
Еще важно остановить коррозию на начальном этапе, ведь она может начинаться с небольших участков и распространится на большую площадь антенны, например, часто антенна начинает ржаветь по торцевой окантовке, затем ржавчина переходит на лицевую часть антенны от краев к центру. Поэтому антенну лучше красить целиком с обеих сторон.
Итак начнем с основных вопросов:.
1. Самый главный вопрос: Можно ли красить любой краской? Нет, Краска должна быть радиопрозрачной! Если в состав краски входят металлы или их производные (оксиды и т.п.), то такая краска не пригодна для покраски антенн и может привести к значительному ослаблению принимаемого сигнала, вплоть до его отсутствия.
Радиопрозрачность красок зависит от основы и наполнителя.
2. Какая краска подойдет для покраски?
Выбор краски сводится к изучению состава красок, т.к. на красках не указывается свойство радиопразрачности.
Если основа - эпоксидка , то краска условно прозрачная.
Если наполнитель органический или сам по себе не поглощает СВЧ , то в комплексе с эпоксидкой можно применять такую краску.
Подойдет акриловая эмаль без металлических наполнителей.
Полиграфические краски в основном на основе металлов – следовательно не подходят.
АС-599 – специальная радиопрозрачаня краска, продается минимальной расфасовкой 50кг.
ЭП-140 – радиопрозрачная краска до 20 ГГц. Бывает серая , белая , зеленая , желтая. Основа - эпоксидка , температура сушки -140 град. Долговечность - 50 лет. Вермя жизни краски до кристаллизации: 5-6 часов.
Доступный вариант – использование автомобильной аэрозольной акриловой краски. Преимущество – равномерность нанесения и толщина слоя, как следствие долговечность покрытия, и выигрыш в качестве покраски, а значит и качестве приема, по сравнению с покраской кисточкой, где могут быть потеки и ворс от кисти.
Существует много практических случаев покраски антенн обычной эмалью ПФ-115 белого и голубого цветов и даже без грунтовки. По мнению людей проделавших это долговечность покраски составляет более 3 лет и эмаль практически не привела к ухудшению уровня сигнала.
Из моего опыта могу сказать, что я наносил рисунок на антенну краской PINOTEX ULTRA предназначенной для покраски древесины для наружных и внутренних работ (другой под рукой не было). Эта краска радиопрозрачна, не привела к снижению сигнала, и что удивительно долговечна и не облазила, правда я наносил ее не на голый металл, а на светлую краску антенны.
И еще о виде и цвете краски. Лучше использовать матовую, а не глянцевую, светло-серую краску, чтобы рассеивать солнечные лучи. Это связано с тем, что при покраске белой яркой глянцевой краской есть вероятность повреждение головок антенны солнечными лучами, отраженными антенной. Такое солнцестояние бывает не всегда и длится максимум 60-90 мин.
На практике были случаи расплавления пластикового корпуса головок и дальнейшего их выхода из строя, после дождя в результате потери герметичности корпуса.
Можно использовать для покраски и темные цвета, но это будет приводить к сильному нагреву тарелки на солнце.
3. Как проверить краску на радиопрозрачность?
Существует несколько способов проверки радиопрозрачности краски.
Способ проверки краски на радиопрозрачность в микроволновке:
Краска наносится на фторопласт. После того как краска высохнет, можно проводить тест на радиопразрачность краски. В микроволновку помещаем чашку с водой и наш образец краски на фторопласте не близко друг от друга. Время нагрева в микроволновке – 5 минут. Если после облучения пластина холодная – то краска радиопрозрачная.
Способ проверки краски на радиопрозрачность при помощи бумаги
Довольно быстрый и удобный способ. Краска наносится на плотную бумагу (это может быть лист бумаги формата А4 из альбома для рисования, ватман и т.п.). Лист подносим между антенной головкой, ближе к головке и проверям нет ли падения сигнала, если нет или совсем незначительно то краска пригодна для покраски антенны.
4. Можно отшлифовать зеркало антенны наждачной бумагой?
Да. Допустимое отклонение от профиля составляет 0,1 длины волны. Все это равноценно как для приемных, так и передающих антенн.
Длина волны вычисляется так: скорость распространения радиоволн (она равна скорости света) нужно разделить на частоту, т.е. для 12ГГц – длина волны будет равна 2,5см.
5. Нужно ли грунтовать?
Желательно, но не обязательно. Грунтовка поверхности увеличивает качество и долговечность покраски.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕКРАСКИ АНТЕНН
1. Снятие старой краски.
Для этого можно использовать специальные средства, например, автосмывку или жидкость для снятия краски, которую можно купит в любом автомагазине.
2. Шлифовка.
Необходима во избежание дальнейшей коррозии и долговечности вновь нанесенной краски.
Первым этапом обрабатываем проржавевшие места до белого металла сначала крупной шкуркой или шлифовочной насадкой на дрель или болгарку в виде щетки.
Затем равномерная полировка всей поверхности зеркала наждачной шкуркой №150 или №180.
Перед шлифовкой для удаления коррозии можно воспользоваться жидкостью для снятия коррозии (ортофосфорной кислотой или RustStop).
3. Обезжиривание и удаление пыли.
Выполняется для подготовки поверхности к окраске при помощи тряпки смоченной ацетоном, растворителем, уайтспиртом, очищенным бензином и т.п.
4. Грунтовка и просушивание.
Грунтовка как и краска должна быть радиопрозрачна. Грунтовки содержащие наполнитель типа барит (ГФ-021) не годятся, барит используется как поглотитель высокочастотных излучений.
Можно применить импортный светло-серый грунт, автогрунтовки в аэрозолях также могут подойти, главное ознакомится с составом, можно также выполнить проверку в микроволновке.
Грунтовка в аэрозолях как и краска предпочтительней, чем покраска кисточкой.
Грунтовка наносится равномерно тонким слоем по всей поверхностей, с начала с большого расстояния, затем с близкого, избегая подтеков.
Если появились подтеки – смываем их ацетоном и т.п.
После грунтовки, даем антенне высохнуть от 3 до 6 часов (см. инструкцию к грунтовке) при температуре близкой к 20ºС.
5. Покраска и просушивание.
Покраска аналогична грунтовке, выдерживаем те же требования, что и для грунтовки, сушим и продолжаем использовать антенну.
И еще несколько слов о покраске:
●Конечно лучше наносить краску из аэрозоля, краски и эмали нанести ровно без разводов кисточкой сложно, лучше уже тогда использовать маленький валик.
●При покраске из баллончика сначала наносите на торец антенны по всей окружности, затем красьте лицевую часть антенны. Баллончика хватит только на это (с учетом что вы будете наносить краску в 2 слоя). Обратную сторону можно покрасить любой другой краской для металла.
●При появлении ржавчины, лучше разобраться с ней как можно раньше, не запуская, не дожидаясь быстрого распространения коррозии. Это самый быстрый и дешевый способ локальной подкраски отдельного участка, чем тотальная перекраска всей антенны.
●В силу того, что толщина зеркала менее 1 мм, при появлении ржавчины с одной стороны часто она проявляется с противоположной, что требует покраски с обеих сторон. Так при наличии ржавого пятна с одной стороны, проверьте нет ли его с противоположной (его может быть и не видно под слоем краски).
●Сплошная шлифовка всей антенны от старой краски более предпочтительна, т.к. ржавчина на ранней стадии не всегда различима по слоем краски.
●Помните, что стоимость перекраски всей антенны по затратам практически равна стоимости новой антенны и еще к тому же отнимет не мало времени и к тому же требует терпения.
●Покраска антенны оправдывается тем что: у Вас много времени и нечем заняться, чешутся руки, тягой к творчеству, возможностью покраски в определенный и оригинальный цвет, нанесением рисунка или надписи или наличием всех необходимых материалов.
И еще несколько примеров из моего личного опыта:
Пересмотрев много баллончиков, не где не нашел состава краски. Много цветов было типа металлик – они уж точно противопоказаны, купил самую дешевую – зеленого цвета (18 грн. = 2,25$ 2011г.)
В результате данная краска совсем не привела к снижению уровня сигнала. Красилась Харьковская антенна 95см, баллона хватило на покраску торца и лицевой стороны за 2 раза. Тыльная сторона и несущая штанга красилась кисточкой. Истрачено много времени и нервов на снятие антенны, ее покраску и подъем и настройку, но в результате новая жизнь антенны – люблю возвращать старые вещи к жизни, выбрасывать жалко, и совсем не из-за того что не могу позволить себе новые.
НО, ввиду тонкого слоя покраски, а может еще и качества, покраски не хватило и на год, после зимы почти половина поверхности антенны стала шелушится и проступила ржавчина.
Так что при покраске аэрозольными баллончиками рекомендую предварительно грунтовать антенну и наносить краску минимум в 2-3слоя.
После этого неудачного опыта с баллончиками, я перекрасил антенну эмалью для радиаторов "ŚNIEŻKA".
Описание производителя: «ŚNIEŻKA ДЛЯ РАДИАТОРОВ (модифицированная акриловая эмаль) - это модифицированная акриловая эмаль. Благодаря специальной рецептуре, эмаль выдерживает высокую температуру и не желтеет. Предназначена для декоративно-защитной покраски радиаторов и элементов системы ц.о.».
Особенно понравилось стойкость к высокой температуре, ведь летом на солнце метал нагревается очень сильно.
На этот раз результат порадовал – покраска выдержала испытание уж более 2-х лет.
Donex© 2011
Размещение статьи с разрешения автора, указанием ссылки и автора
Donex-ua(пёс)ya.ru