Как уменьшить влияние акустики помещения.
Для комфортного прослушивания, когда общая звуковая картина почти не изменяется при перемещении слушателя по комнате, требуется широкая диаграмма направленности АС. Для того, чтобы реверберационные характеристики комнаты вносили минимальные искажения в "собственное" звучание АС, необходима узкая направленность. Удачным решением, удовлетворяющим этим противоречивым требованиям, признано плавное и равномерное сужение диаграммы направленности с ростом частоты.
Здесь хороших результатов добились специалисты фирмы Quad (электростатические АС ESL-63). В мире динамических АС также наблюдались удачные попытки: серия Uni-Q фирмы KEF (см. статью о KEF этом номере), отдельные модели ATC и некоторые другие.
Но, даже не обладая системами Quad ESL-63, можно заставить свою Hi-Fi систему звучать хорошо. Прежде всего, следует понять, что мы хотим услышать. Нам хотелось бы "заглянуть" в записанный на пластинке звуковой образ, полный и "незамутненный", сохраняющий свою неповторимую акустическую атмосферу (см. статью Кори Гринберга в этом номере). Обратите внимание на возможные "слабые" места во взаимодействии ваших АС с комнатой и попытайтесь восстановить этот чистый звуковой образ.
Ранее упоминалось, что АС с узкими передними панелями (меньше 20 см) нужно располагать подальше от отражающих поверхностей. Добавим, что подобные АС следует ставить вдоль длинной стены комнаты. Количество и качество низких частот зависит от расстояния до ближайших поверхностей, но при этом лучше не будить зверя (собственные резонансы комнаты). Варианты расположения АС приведены ниже (рекомендации фирмы Vandersteen).
Если комната слишком "звонкая" и отражения портят локализацию инструментов, попробуйте последовательно заглушать "опасные" места коврами. "Опасные" места в порядке важности их влияния: пол впереди и между АС, стена за АС, стена за головой слушателя, боковые стены/поверхности. Рекомендуем ковры без резиновой основы. На пол перед АС можно положить этакий бутерброд: сначала жесткий коврик, скажем из морской травы, сверху него - мягкий шерстяной.
Западные фирмы предлагают специальные панельные поглотители (типа продукции фирмы RoomTune: EchoTunes, RoomTunes). Эти действительно эффективные конструкции пришли в домашнее стерео из студий записи музыки. Правда, они весьма недешевы. У нас такие поглотители можно приобрести в московском магазине "Пурпурный легион".
Экран телевизора великолепно отражает звук, поэтому не рекомендуем ставить телевизор между акустическими системами (в наших квартирах он обычно там и стоит!). Личности, склонные к метафизике, утверждают, что присутствие телевизора в комнате сверхъестественным путем приводит к ухудшению качества звука и призывают гнать "голубое чудо" поганой метлой в соседнюю комнату.
Стоит критически посмотреть на кресло, в котором вы слушаете. Не рекомендуются кресла с высокой жесткой спинкой.
Все эти долгие рассуждения призваны убедить, что комната, в которой вы слушаете, далеко не пустяк. Приобретая аппаратуру, особенно акустические системы, попробуйте заранее "примерить" их к вашей комнате.
В дополнение к вышесказанному приводим практические советы, заимствованные из паспортов АС фирм Vandersteen и NHT. Можно смело пользоваться этими простыми советами и получить оптимальный результат. Желаем хорошего звучания!
Фирма Vandersteen рекомендует ставить АС вдоль длинной стены комнаты. Начертите план комнаты. На плане поделите длинную стену последовательно на три, пять, семь и девять частей. Проведите соответствующие линии перпендикулярно этой стене. То же самое проделайте с боковой стеной (или с обеими боковыми стенами, если они не равны). Точки пересечения этих линий укажут те места, где возбуждение низких частот в комнате минимально.
Фирма NHT рекомендует следующие методы решения распространенных проблем.
Недостаточность баса, отсутствие плотного и четкого баса:
- попробуйте подвинуть АС поближе к задней стене;
- проверьте, устойчивы ли подставки под АС: при необходимости примените шипы или конусные ножки;
- проверьте, насколько тверда стена за АС. Если стена хлипкая и призвучивает, поставьте АС перед мощной (капитальной) стеной.
Стереокартина не выходит за пределы пространства, ограниченного АС:
- подвиньте АС поближе друг к другу.
Отсутствует глубина звукового пространства. В центре между АС нет четкого звукового образа:
- отодвиньте АС подальше друг от друга;
- подберите оптимальную высоту расположения АС (примените подставки) и Вашего положения при прослушивании.
Резкое раздражающее звучание в области средних и высоких частот:
- если АС новые, прогрейте их на музыкальном сигнале в течение нескольких дней (см. новости);
- убедитесь, нет ли сильных отражений от боковых стен или от пола перед слушателем.
При проведении экспериментов желательно использовать хорошие записи. Вот некоторые из них, рекомендуемые зарубежными журналами для оценки различных субъективных параметров.
Естественностьзвучания:
MICHAEL GARSON: "Serendipity", Reference Recordings. MUDDY WATERS: "Folk Singer", Mobile Fidelity Sound Lab (Gold) MILES DAVIS: "Kind of Blue", Sony MasterSound (Gold) HANDEL: "Water Music", The English Concert, Archive
Натуральнаяатмосферазаписи:
RY COODER/V.M. BHATT: "A Meeting By The River", Water Lily
Шириначастотногодиапазона:
JIM BROCK: "Tropic Affair", Reference Recordings MOUSSORGSKY: "Pictures At An Exhibition", Dorian
Динамическийдиапазон:
WHITE ZOMBIE: "La Sexorcisto", Geffen
Объемзвуковогопространства:
ROGER WATERS: "Amused To Death", Columbia
|